Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
23:05 

Sherlock BBC: S02E03 The Reichenbach Fall

Rusminin
THERE IS NO JUSTICE, THERE IS ONLY ME...
Рейхенбахский водопад... чудо природы, величественное зрелище, наполняющий слух ревом музыки естесства, впечатляющий сознание своей мощью, чуть ли не единственная достойная декорация для эпичной схватки двух отточенных до сумасшедшей остроты умов... ума преступного и ума детективного, лишь здесь они могут сойтись, наконец, и лишь один из них покинет это место...
Бжжжжм, стоп, финиш, смена сета, простите, XXI век начался, времени нет, переться за сотни километров некогда, покидать Лондон никто не будет, все водопады отбрасываются. Вот вам крыша, сойдет и так. Ну а если хочется декораций, так вот вам картиня Тернера для атмосферы, а заодно и в рамках развиваемой программы "Открывайте культуру с Шерлоком":


Писать обзор третьей серии второго сезона Шерлока - почти такое же неблагодарное занятие, как сочинять к ней сценарий(поэтому я халтурю, да). Кому понравиться писать сценарий, который описывает меньше половины стоящего(потому что все равно всем больше всего интересно как Шерлок всех напарил) сюжетного развития? А хуже всего и то, что главный крючок всех сценаристов - якобы смерть главного героя, здесь все равно с прямым лицом не забросишь. Проклятый Конан Дойль мог, а мы нет. Потому что если уж самому Артуру так и не удалось угрохать собственного персонажа, то нынешним сценаристам тем более не удастся. Не дадут просто и все. Приходится кривить душой и делать вид, что все так задумано и ожесточенно совершать пассы руками, чтобы хоть на секунду смутить зрителей.
Понимая это, осознаешь и то, почему сценаристом финальной серии назначили самого слабого сценариста из тройки - Стива Томпсона (и если Слепой Банкир из 1 сезона - еще куда ни шло, то его Докторовская серия ужасна), ему все равно не надо будет делать основную работу, которая перекладывается на следующую серию. Фактически, Гэтисс и Моффат выглядят при этом не с самой альтруистичной стороны - эдакие веселые ребята, сняли по личной серии без всяких стеснений и завязок, а на Томпсона свалили полуфинал:
"Вот тебе, Стиви, бумага и ручка, развлекайся. Не забудь в конце сбросить Холмса с какой-нибудь высоты, а мы в клуб. Та-та!"
Стиви вздохнул на манер Ватсона и сел писать. И написал...

Самая большая проблема Стивена Томпсона, как сценариста - ему приходят в голову отличные идеи-концепты (Идея информационных граффити из первого сезона - чуть ли не лучшая в сценариях), но он совершенно не чувствует, как превратить их в полноценный сценарий (Мольба всем доступным в данный момент богам, чтобы меня не постигла столь печальная судьба). Отсюда растут все проблемы сценариев Томпсона вообще и данного сценария в частности. В первую очередь - шаг серии, который дергается, словно уже 10 лет трудиться на благо Англии в Министерстве Глупых Походок. Почему повышение темпа сменяется неторопливыми разговорами без какого-то повода к смене темпа? Почему разыскиваемые полицией детективы преспокойно сидят в лаборатории и как ни в чем ни бывало разгуливают? Почему лучшие наемные киллеры заняты лишь в сцене гибели на 5 секунд? Сколько можно сделать совершенно одинаковых по скорости диалогов с Мориарти?
Действие выскакивает неоткуда, высунув язык летит 50 метров вперед, спотыкается, падает носом об асфальт, отползает в подворотню, оттуда выпрыгивает на ходулях, делает лунную походку и, наконец, падает с размахом на естественную подушку, в недоумении глядя по сторонам. Недоумении, не сильно отличным от выражений лиц завсегдатаев молчаливого клуба Диоген когда туда случайно забрел дикий Ватсон.

Увы, далеко не только походка серии вызывает вопросы, ведь на нее можно было закрыть глаза. Серия проблемна тем, что идет она часто в верном направлении, но на шатающихся ногах, спотыкаясь на ровном месте и удивленно хлопая ресницами каждый раз, как она это делает. И его нежелание идти дальше по этим опасным ровным дорогам даже где-то понятно.
Первое, что отчаянно бросается в глаза - Томпсону напрасно дали поиграться с потрясающим Мориарти. Он его сломал. Нет, разумеется все знали, что Мориарти к концу серии наверняка крышка. Но чтобы так? Да, Джим перед гибелью получил все свои лучшие моменты, включая потрясающее ограбление Тауэра под "Сороку-Воровку" Россини. Отличная сцена, отличная постановка, отличная игра. Однако то, что до смерти он поймал лучшие моменты ничуть не отменяет всю дурацкость этой смерти. Гениальнейший финальный кусок сценария, который лучше всего было ставить при помощи кукол из носков
"-Hey, Sherry, You're ordinary!
-No I'm not.
-Ok, you're not. But you're trapped in choices!
-No I'm not.
-Ok. you're not. Then I just kill myself"
. Битва острейших умов, действительно.
Шерлок в лучших традициях Гуманитариев, убедил Мориарти что он необычен тем, что сурово взглянул на него. Well you can't argue with cheekbones, now can you?
Ну этот наполненный смыслом эпизод меркнет перед раскрытием главного - мотивации гения преступного мира. Ему скучно, блин! И мотивация его самоубийства (ну да, это был лучший способ поймать Шерлока, да. И самый остроумный точно/ Он точно этого не ожидал, море смеха! -You should've seen your face when I shot myself!) была в том, что ему стало еще скучнее. Потрясающе, стоило городить такого необычного персонажа, перекликающегося с Джокером(о да, Томпсон неважнецки пишет сценарии, но внимательно смотрит Нолана. Отсюда и давший себя арестовать Джикер(считайте это или опечаткой или каламбуром, смотря что выглядит менее дурацким), отсюда и омаж Inception по поводу идей, помещаемых в голову), чтобы дать ему самую унылую мотивацию. А главное, что эта мотивация еще и не исполнила себя, не решив свою Final Problem, не сумев себя развлечь, Мориарти просто застрелился(или как прикажете понимать это? Холмс - тоже я, а я себя развлечь не могу? Хуррэй? Холмс - это я, поэтому двух меня сразу не надо? Хуррэй?). Тонко! Эпично!
Вообще практически практически все сюжетные линии в серии - это либо спотыкание(а именно достаточно сильный затык в сюжетной логике), либо разворот назад. Не верите? Давайте сами посудим:
- "Сказочное расследование", где Мориарти выступает сказочником - ну в общем-то я пересказал всю линию, больше за ней ничего нет. Сворачиваем сказки.

- "Код Да Нунафиг". Лучшие убийцы в мире охотяться за кодом. Опять же, практически все. Да, они пару раз друг друга убивают, а один раз подсказывают факт, о котором можно было и сами догадаться. И все, стоп, дальше идти опасно. Сворачиваем и убийц.

- "I need YOU... for american army" Диалоги и отношения с Молли. "О, Шерлоку плевать на Молли, О, Шерлоку не плевать на Молли". Опять же, в постановке марионетками с поворотами-разворотами и озвучиванием фальцетом - это сошло бы нормально. В игровом сериале это просто беспочвенно и смешно. И да, я понимаю что скорее всего Молли поучаствовала в инсценировки смерти Холмса, но тема совершенно не прожевана и не досказана.

-"12 струхнувших мужчин". Оправдательный приговор, да. "Ну нам наверное придется его отпустить, duuuh". Помнится в фильме "Неприкасаемые" подобная проблема решилась заменой присяжных из соседней комнаты. Ну понятно, надо было показать Мориарти адски умным и провести тему про рекламу. Ок, приняли, хотя это и не самый изобретательный способ победить в суде.

-"Sheleton-code". Серьезно, кто вообще мог купиться на подобную лапшу? Мориарти накачал apps из Tunes, где случайно попался iUnlock? Шерлок купился на это? Нет, я могу купить, что его обвела вокруг пальца Ирэн, сыграв на отрицаемых эмоциях, но что он купился на такую дешевую штуку - нет уж. Майкрофт купился на это(и к тому же начал гадать про стук пальцев, который с равной вероятностью мог быть случайным)?! Он настолько обжадничался по этому поводу что слил информацию о брате? Простите, Майкрофту зачем открывать все двери, ему и без него все двери открыты. И он бы первый сообразил, что нужно проверить людей, в конце концов двери он открывает тем же способом примерно... Людьми-ключами. Профессиональные наемные убийцы купились на это и кинулись выслуживать Холмса?!! А им то вообще зафига этот код нужен? Что, через отпертую дверь стрелять из винтовки проще? Словом, идиотская совершенно мысль о великом коде, на которую все послушно клюнули, да еще и захотели его найти (Наверное потому что сценарист настойчиво с насупленным лицом дергает за нити наверху. Искать код, искааать!)

-"Look a 3-headed monkey!" или как обмануть Ватсона. Как можно купиться на такое очевидное разводилово? Это очевидней, чем в оригинале раз в 10, ведь там они просто гуляли. Да, можно возразить, что Ватсон был в смятении и это даже можно принять, но от этого прием не становиться особо лучше. Он легален, но не слишком то хорош и изящен.

-"IOU". И к чему это было, как и почти весь первый диалог с Мориарти?

-Развитие отношений заглавных героев. "Ты выглядишь печальным, когда он на тебя не смотрит". Собственно все, делайте с этим что хотите, как с пластилином. Из такого добра можно хоть подсознательный страх слепить, хоть гомосексуализм. А мне неохото нынче возиться с пластилином.

-"Death is just a feeling". Фактически даже псевдосмерть Холмса имеет меньше смысла, чем в Оригинале. Там хотя бы нужно было остановить еще Полковника Морана, а здесь убийцы сразу же свернулись. Может быть они это вывернут, придадут смысл отслеживанию убийц, но смысл этот сугубо технический и интереса много не прибавит. Мориарти мертв, всем плевать.
Ну, псевдосмерть конечно еще сполна раскроют в будущей серии(которая должна быть лучше и интересней этой судя по всему), но там наверняка будет участвовать причина, по которой похищенная девочка узнавала Холмса, а также Молли. И это в любом случае всю серию собой не заполнит.

-"Испытания Холмса". Ну, по идее в этой серии Холмс должен был пройти испытание на безвыходность. Попасть в безвыходную ситуацию, затравленному, одному, но как-то с ней справиться. Раскрыто на 5 копеек. Однако опять же, вполне возможно это оставлено на 3 сезон. Братец Майкрофт и его подстава тоже не раскрыты толком. Но тут еще см. про код и жадность.

Нельзя сказать, чтобы в серии не было интересных идей и приемов. Да, хорошо обыграли два значения слова Fall(интересно, как попытались выкрутиться в дубляже), да, хорошо было и с англицизированным Рейхенбахом, рассыпать аллюзии на разные произведения Холмсианы - рассыпали, и я уже упоминал потрясающе самодовольное ограбление Тауэра.


Но все отступает на второй план перед направлением главного удара - главной сюжетной линии, основной идеи Томпсона - "Murder he wrote" или как Холмс всех парил. Да, я с самого начала подозревал что они что-то подобное проводят (Говорят Мориарти ненастоящий!), правда я предположил, что на самом деле злой гений Ватсон, подкидывающий для Шерлока новые задачки(см. прошлое ревью). То ли создатели использовали мои ощущения против меня, то ли они почуяли то же и решили сыграть на этом (хотя не зря, ох не зря все эти Мориартевские ужимки, скорее присущие эксцентричному актеру, чем гению преступного мира). И хотя эта тема тоже слегка недотянута (зрители то видели настоящего Мориарти в ряде неактерских ситуаций, и обмануть их так не получилось бы), но хорошо обставлена, обоснована и аутентична. История про завистливых "рыцарей", прямолинейного кабинетного супериндетанта, огромной лжи, обернутой в маленькие правды, блестяще играющего Мориарти, зависти людской, обиде людской и прочему - все это создает достоверную, мощную и изящную ловушку для Холмса, идеальный сценарный ход и блестящий финт разума... если бы не одно маленькое, но упрямое но...

Но, которое переворачивает этот дворец с ног на голову... но, которое разбивает колоссу глиняные ноги... но, которое сравнивает прием с землей и ставит ему памятник. Но это называется Дедукцией. И вся проблема в ней, что это логический механизм. А вся проблема в людей с логикой - это то, что она работает у всех людей независимо. И Шерлок то каждый раз свои выводы ПРОГОВАРИВАЛ ВСЛУХ! Черт возьми, в прошлой серии он даже сам себя недоверчиво расспрашивал. Все доводы Холмса, все подтверждения, все выкладки всегда ПЕРЕД ГЛАЗАМИ. Да, он обнаруживает их нечеловечески быстро, но они не исчезают после того, как он посмотрел на них. Холмс - это фокусник, который после КАЖДОГО фокуса его разжевывает. После этого в нем не остается никакой магии и недосказанности. Каждый крик "-Но как, Холмс?!" в каждой новелле получает подробный и обстоятельный ответ, каждая загадка раскрывается до конца, каждый конец оказывается завязан. В итоге любые разумные сомнения в гениальности Холмса, кажущиеся обоснованными обретают вид группы студентов, проспавших весь семестр и теперь предлагающие сжечь лектора на костре за ведьмовство, потому что "МЫ не понимаем как он это делает! Он ведьма!". Весь сериал выстраивали эту сложную систему разнородных интеллектов, и тут одним махом всех почти второстепенных персонажей записали в расписные идиоты, которые не то что не записывают(да, мои каламбуры, бессмысленные и беспощадные), а даже не слушают. Да им и записывать то не надо! Вебсайт с 200+ видами табачной пыли доступен всем! Поспорьте с ним о наблюдательности! Весь метод лежит на поверхности, не нужно ни искать ничего, ни учиться волшебным пассам.
В юмористической экранизации Шерлока Холмса "Without a clue" тоже была схожая идея с нанятым актером, правда на роль Холмса. Но гением там был Ватсон, предпочитавший оставаться в тени, он действительно владел дедуктивным методом. Здесь же нас собираются уверить, что метод вообще некому недоступен, что при его открытии в каждой серии выглядит совершенно глупо. А без отрицания дедуктивного метода разрушается и все обвинение против Холмса. Дескать он БЫЛ гением, но почему-то решил свою гениальность инсценировать. Умху, "угадал все буквы, но не смог составить слово".
И вот на этом маленьком камне вся серия ухает в глубины водопада, без возможности восстановления. Если вы сомневаетесь в дедуктивном методе - лучше за Шерлока не браться вообще, ведь именно его популяризированием для всех занимается как книга, так и ее герой на протяжении всего своего пути. И после всей это школы сценарий по прежнему принимает нас за идиотов, которые поглядели на пассы руками, послушали, кивнули и стали спрашивать про магию? Ну, вам стоит найти другую аудиторию.
Что же, хоть это и худшая серия в сезоне, да еще и активно такая, в целом сериал все равно потрясающий "по сумме заслуг". Главное, что создатели стараются снимать и писать интересно, не полагаясь на классику. И я надеюсь, что в третьем сезоне (которого нам опять придется ждать год) они планку не уронят, но может и закинут ее повыше. Одно плохо - Мориарти кончился. С вами был преисполненный надежд Русминин. Я оставляю себе еще немного времени на заключительное слово, а пока вам совет - не ныряйте с водопада, не разгуливайте по крышам без сопровождающих карлсонов и следите, всегда следите за руками.

@темы: Рецензии, Series Killers

URL
Комментарии
2012-02-23 в 22:04 

Sei
"... I don't want to do this on my own."
Перед пересмотром "Шерлока" перечитывала ваши отзывы - смущает меня аргумент про дедукцию. Я про то, что если бы Шерлок был подделкой, преступником, то ему ничего не стоило бы и придумать и свои аргументы, срежиссировать преступление.
К примеру, Шерлок-преступник убил женщину. Перед этим он исследует ее биографию и узнает что она неверна мужу. Потом, когда он заходит на сцену как Шерлок-детектив, он говорит - смотрите, эта женщина неверна мужу, потому что ее кольцо слишком странно блестит) И все, посыпать ей кусок подола мукой, если женщина была кондитером, и сделать потрясающий вывод на основе этой муки и, допустим, коротко обрезанных ногтей) Вы же сами наверняка не раз и не два придумывали детективные сюжеты)
Конечно, это все выглядит слишком сказочно (его должны приглашать на нужные преступления, не оставлять следов и все такое), но для сомневающейся Доннаван, которая никогда не любила Шерлока, - почему бы и нет?

2012-02-24 в 01:32 

Rusminin
THERE IS NO JUSTICE, THERE IS ONLY ME...
Sei,
Это было бы возможным, если бы Шерлок использовал дедуктивный метод только для определения жертвы/преступника. Тогда с натяжкой можно было бы сказать что он просто как следует обставил всю историю и скрупулезно продумал детали. Но Шерлок - Show off, он на протяжении 6 серий использует свой метод постоянно, надо и не надо. Он анализирует случайных соседей по кафетерию, он анализирует клиентов, независимо от того, важны они или не очень (Как Генри Найт), он анализирует присяжных в суде.
Дедукция - это вообще сюжетообразующий элемент сериала. Если уж надо сделать вид что ее нет или что персонажи считают что ее нет(а в Шерлоке доп персонажи уравниваются со зрителями. Не будет же зритель отождествлять себя с гением Холмса), нужно крайне постараться. Здесь этого нет, есть прямая директива "тупить".

URL
   

Торжество Интеллекта

главная