Rusminin
THERE IS NO JUSTICE, THERE IS ONLY ME...
Совсем недавно совершив очередную поездку в соседнюю страну Финляндию, мне довелось неожиданно наблюдать за результатами эксперимента, поставленному самой природой с целью разрешения вопроса, гнетущего уже века население совсем даже не Финляндии. Иными словами я хочу затронуть пресловутый
Поскольку, наряду с другим мета-вопросом о дураках, вопрос этот стратегического масштаба, он неизбежно пересекается с политикой. А к любому вопросу, пересекающемуся с политикой нужно подходить крайне аккуратно, особенно в теперешние времена. И это даже несмотря на так и не использованный пока ежегодный "день выборов". Поэтому я постараюсь аккуратно изложить наблюдения (Увы, фотодоказетельств представить не получится, поскольку фотографировать не было возможности, но обманывать в наблюдениях мне решительно незачем, все объекты остаются там же, где они до этого находились) и четко обозначить рамки и допуски умозаключений из этих фактов.
Начнем с вводного и довольно простого факт: Российские дороги ужасны. Факт этот, даже если и не самоочевиден по какой-либо причине, становится таковым в сравнении с дорогами большинства Европейских стран. Достаточно лишь один раз взглянуть на сравнительное состояние и качество дорог Испании, Германии, Англии, Скандинавии, Италии, Австрии, как становится ясно, что Российские дороги в большинстве своем плохо положенные, быстро приходящие в негодность, зияющие дырами недоразумения. А если проехать по ним на автомобиле, разница становиться еще более остро ощутимой, если вы понимаете о чем я.
У меня есть длинный и подробный список претензий к состоянию дорог в городе моего обитания - Санкт-Петербурге. При этом есть основания полагать, что их состояние еще более-менее приличное по сравнению с большинством российских городов. Подобное умозаключение я могу сделать на основе наблюдения дорог в приволжских городах, прежде всего в Самаре, дороги которой делают Питерские аналоги прямо таки эталонными. Особо примечателен факт, что в Самаре автомобиль на дорожном полотне в принципе может провалиться сквозь землю и утонуть(!). Разумеется, под руководством неоспоримой логики одной песни, за всю Одессу я вам не скажу - вполне возможно что какой-то из провинциальных городов России способен неожиданно похвастаться малым, но качественным дорожным покрытием, но думаю можно достаточно смело предположить, что среднее состояние дорог в стране находится на уровне хуже, чем в Москве и Петербурге, а в них, в свою очередь, дороги значительно хуже чем в Европе.
Однако Капитан может быть только один, и негоже заявлять очевидное без каких либо последующих рассуждений о причинах.
В интернете существуют блоггеры, публицисты и авторы, которые находят, что "тырят цемент и кладут вместо него навоз" - причина слишком прозаичная и тенденциозная, чтобы ей руководствоваться и пытаются найти альтернативные причины столь печального состояния асфальтовых артерий страны. И это действительно их право и даже похвальное начинание, поскольку иметь одну лишь рабочую гипотезу - это первый признак неудачи.
Такой альтернативной гипотезой является сложность климатических условий в нашей стране по сравнению с Европой и в связи с этим быстрый износ асфальта за счет механических и прочих повреждений ввиду быстрой смены погодных условий. Именно эту гипотезу мне неожиданно удалось проверить в Финляндии - стране со столь же неприветливым, а то и более суровым, климатом, чем Россия.
И действительно - стоило заехать в Финляндию, как в глаза бросились явные аргументы в пользу климатической гипотезы - ввиду ли суровой зимы или же быстрой смены температур, но всегда ровные и девственно чистые финские дороги были покрыты длинными трещинами. Казалось бы - вот оно живое доказательство, что именно климат ответственен. Однако столь уникальный опыт, помимо самих трещин явил и другой неожиданный факт - Финские дороги с трещинами на них это вовсе не то же самое, что Российские дороги с ямами. Фактически дорога с трещиной представляет собой все то же гладкое, слегка выпуклое для стока воды дорожное полотно, в котором бежит тонкая и длинная черная молния, изредко и несильно расходящаяся в стороны. При езде по ним они не ощущаются вообще никак. В отличии от милых родных выбоин, ям и бугров. Т.е. получается что хорошая дорога, побитая климатическими эффектами в пределах одного сезона все равно "не дотягивает" до того, что у нас происходит с дорогой зачастую за 2-3 месяца ее эксплуатации (здесь примечательна история с Питерским КАДом, который начали ремонтировать и засыпать огромные колеи задолго до того, как окончательно его вообще достроили). Это убедительно доказывает, что одним лишь климатом объяснить состояние Российских дорог решительно невозможно, в противном случае они бы походили на Финские.
Разумеется, на это можно возразить - они такие только пару месяцев. Сейчас по ним поездят машины, фуры и прочее и они так же разобьются. Да, это вполне логичное заявление, если бы не тот факт, что большая часть трещин уже успешно заделана ровными аккуратными заплатками.
Здесь стоит дать пояснение касательно Финских трасс: в Финляндии первый уровень трасс(проходящие через всю страну) имеют одну цифру в номере. Трассы второго порядка(связывают округа) имеют по две цифры, а локальные трассы имеют по три цифры. Так вот по крайней мере в окрестностях Финско-русской границы и города Иматра, все трещины на одноциферных и двухциферных дорогах заделаны полностью, несмотря на то, что трещины явно появились только этой зимой(в Декабре их еще не было, или во всяком случае не в таком количестве). Остались они пока только на трехциферных дорогах, имеющих сугубо местное значение. А на них они при этом не доставляют много хлопот и я думаю, также будут вскорости заделаны.
Для идеальной чистоты любого эксперимента в вопросе дорог практически в любом ключе очень удобно изучить Финские дороги близ границы и федеральную трассу Е-18 "Скандинавия", ведущую от этой самой границы до Петербурга. Почти одинаковый поток(Собственно те же самые машины), практически одинаковый климат, одинаковая полоса и одинаковое значение. Но насколько же они разные. Финские двухциферные дороги имеют в основном по одной полосе с каждой стороны, четкую разметку и обязательно освещение. Одноциферные трассы имеют по две полосы с каждой стороны с физическим разделителем, а также освещение. "Скандинавия", на которую выделялись все эти годы деньги из городского бюджета как на один из основных градостроительных проектов (хотя конечно в процентом соотношении я сказать не могу, но новости, причем вполне официальные, достаточно говорили о выделении средств), на большей части своей протяженности до границы, трасса имеет по одной полосе в каждую сторону без разделителей и освещения. Ночью или в дождливую погоду, с узкими полосами в обильном потоке автомобилей(включающих в себя большое количество фур) из Финляндии в Россию и обратно, трасса превращается в безумный фантасмагорический и смертельно опасный аттракцион на выживание. Ехать по ней реально становиться страшно, на любой скорости. Да и происшествия там происходят достаточно регулярно. При этом и качество ее, несмотря на значение, довольно низкое. Надо отдать должное - ее действительно ремонтируют и после ремонта ее часть становится достаточно сносной и ровной. Однако происходит это за счет огромных пробок с обоих сторон ремонта, поскольку при ремонте одной полосы, движение в оба направление осуществляется по другой по принципу очередности. Это я и имел честь наблюдать на обратной дороги, когда возле всех трех ремонтируемых мостов стояли километровые заторы.
И тут мы приходим к главному - трасса эта одна. При этом с одной только полосой. Нет, если посмотреть на карту, можно увидеть и другие дороги к Финляндии. Однако по ним мало кто ездит, поскольку их качество еще хуже, крюк через них делать большой. Сейчас ходят разговоры о строительстве новых трасс в финском направлении. Я думаю это вполне закономерно, поскольку пассажиропоток все растет и растет. Однако остается вопрос - будут ли они таких же слабоорганизованной асфальтовой змейкой без всяких попыток ограждения, освещение, водостока и каких-либо иных достижений цивилизации или мы уже наконец научимся если не хорошо строить дороги, то хотя бы адекватно их планировать? Сможем ли мы избавится от слабых отговорок про погодные условия и все-таки взглянуть в глаза дорожной проблеме? Ведь она, в отличии от прочих инфраструктурных проблем, лежит совершенно на пресловутой поверхности. Легче всего начать именно с нее, поскольку не требуется огромных познаний и логики, чтобы понять для чего на трассах нужны по крайней мере разделители, если не освещение. Это самый легкий шаг к созданию чего-то адекватного, а значит более-менее хорошего. А от него уже можно двигаться и дальше. Потому что приведенные здесь факты на мой взгляд явно свидетельствуют о том, что проблема есть, лежит она на поверхности и об нее практически невозможно не споткнуться.
PS: В одной из серий передачи Top Gear, ведущие облачились в одежду дорожных рабочих, оседлали асфальтоукладчик и почувствовали на своей шкуре все прелести работы дорожников. Неужели у нас нет иного способа как-то изменить ситуацию, кроме как последовать всем их примеру? Чем черт не шутит, при должной компании я уже почти готов.

@темы: Полевой блокнот, Диалектика спора