02:01 

Повесть о настоящих человеках

Rusminin
THERE IS NO JUSTICE, THERE IS ONLY ME...
"Видишь, я привел больше воинов, чем ты"

Много было уже разного сказано об этом фильме. Сказано разного, pro et contra, как говорится. Сказано впопыхах и осмысленно обдуманно. Картина "300", и давайте забудем о Спартанцах - но чур только в названии.

Собственно, стоит также заранее прояснить момент, ускользающий от многих зрителей касательно этого фильма. В общем, существует такой особый жанр в кинематографе. Зовется он "Пеплум". Если перевести на русский язык, то это получится фильм по древней истории, и надо сказать, он считался когда-то особым показателем успех в студии. Полнейшего, тотального богатства. Только студии-гиганты могли позволить себе ТАКИЕ декорации, массовку, исчисляемую тысячами - все эти костюмы, доспехи и прочее и прочее. Ну и конечно важен был размах, огромную удаль, эпические картины и тому подобное. "В представлении участвует Тысяча Слонов"(кому интересно про голливуд - советую книгу Терри Пратчетта "движущиеся картинки"). Да и что говорить - первыми "пеплумами" можно сказать баловались Римские Императоры, устраивая инсценировки морских сражений прошлого или "Илиады". В общем, каждая студия пыталась состряпать своего "Бен-Гура". И получалось ведь, навроде "Спартака", получались эпические и сильные фильмы, где было все по первому разряду, как можно лучше и еще чуть получше. Одним из таких фильмов была картина 1962 года "300 спартанцев", рассказывающая о вечном подвиге царя Леонида и его воинов на Термопильском проходе, которые стояли против многотысячной армии персидского царя Ксеркса. Впрочем, всего рассказывать не буду, что называется "ищите в учебнике истории в ближайшем книжном магазине". Что и говорить, фильм отличный, хотя естественно снят в манере 60, которая многим сейчас непонятна. Но лавров у него, слава богу, никто не отнимает. И так случилось, что фильм этот посмотрел один человек. И увлекся не на шутку идеей подвига и мужества лучших из людей. Звать его Фрэнк Миллер, и будет он в будующем рисовать еще более непонятные русскому народу(ага, самому читающему, ага) штуки, зовущееся комиксами. Один из комиксов был как раз посвящен бравым спартанским войнам и звался он 300. И так как не очень уж давно успешно прошел экранизацию "город грехов", то логично было занятся экранизацией другого комикса.

Что же из всей этой длиннющей прилюдии вытекает? - две вещи, или, уж простите, что называю вещи своими именами, две глупости. Первая глупость - это пытатся сравнивать фильм с исторически обоснованной версией, вторая - это пытатся сравнить его со старым фильмом. По сути 300 - это комикс-трибьют именно старому фильму, не пытающийся не переплюнуть оригинал, ни встать с ним рядом.

Просто поставив смысловое ударение на словосочетании "трибьют-комикс" уже можно отсечь пару десятков заведомо ложных "мнений". Бритва Оккама, господа.

Но перейдем мы пожалуй от гарцевания вокруг да около к самому фильму. Пересказывать бессмысленно, описывать тоже, ибо это можно только смотреть. Потому что именно этим комикс и силен - визуальной составяющей. Стильный колер картинки, стильная "ненастоящая" кровь, сносящий башню цветовой режим и динамика - каждый кадр фильма напоминает об источнике, не говоря уже о чисто режиссурском ключе(о котором мы скажем отдельно).

Пожалуй, так и поступим.... как по Зеппелиновской "лестнице в Небеса" мы будем идти все выше и выше, поднимаясь от внешних проявлений в сам смысл фильма.

Визуальный стиль безподобен уже по самому своему замаху - все два часа поддерживать ТАКОЕ. Может ли картинка физически "уносить"? Вопрос хороший, потому как других мыслей по этому поводу нет, настолько хочется всматриватся в каждый кадр, фиксируя все, что попадает в него. Ощущения примерно, как от "помутнения", который просто был весь перерисован. Здесь же сами по себе эффекты весьма и весьма редки, зато картинка, с одной стороны видимая и реальная, с другой имеющая какую-то ирреалбную планово-цветовую симметрию. Эффектные планы, переходящие в еще более эффектные планы, красивый контраст, перетекание, динамика.... Кто-нибудь еще спорит, что Комикс в умелых руках - это искусство?

Уже по одному логотипу видно, что доминирующим элементом в картинке является кровь. Ирреальная, комиксовая кровь, но все же именно она. Не зря плащи у Спартанцев ало-красного цвета, ох не зря. Кровь же появляется благодаря другой важнейшей составляющей - боям. В общем стоит сказать сразу довольно определенно и четко, зато честно - таких боев не было НИГДЕ и наверное еще долго не будет. Таких боев не было ни во Властелине Колец, ни в гладиаторе, я уже не говорю о "поделках" навроде "трои" или "Александра". Операторски-режиссерская постановка сражений очень-очень мягко, вполсилы говоря ВПЕЧАТЛЯЕТ... Замедленные, выхваченные из потока времени кадры, сменяемые резким переходом в реальное время, при этом камера обходит сцену по кругу, выбирая просто какие-то немыслимые, но дико энергичные ракурсы. Вот полет копья, вот вкидывания мечей, вот тяжелое уханье щитов, врезающихся в неприятеля, вот летящие стрелы. Вот пропущенный, кажется, враг, которого меч настигает не глядя, вот шикарнейшая сцена с носорогом... Нет господа, это не битва, это какой-то очень красивый и изощренный ритуальный танец, такой же как у жрицы в храме, которую окуривали какими-то травами. Вот единый строй, вот пара спина-к-спине, вот дуэль одного. Выбирай любой бой, выбирай любую тактику - сдесь бьются так, как не бился никто, ибо они - лучшие.

Переходя от режиссуре, прости господи, в частностях(хотя какие тут частности, в таком махаче то?) стоит сказать что и тут она стоит рядышком с безупречностью. Все сцены в фильме даны не просто так, ни одной лишней. Умелое чередование битвы и затишься во-первых, не дает повествованию провисать и буксовать, во-вторых, ни дает скучать от одинакового и продолжающегося боя. Казалось бы - нечем уже удивить, так нет, каждый раз как-то по новому, каждый раз новый акцент, резко меняющаяся непредсказуемая тактика. Обратно в "мирных метсах" зреет свое напряжение, потому как за кулисами ведутся свои битвы. Если задуматся об идеи, то мы и сделаем уже скоро, понятно становится, что только такая планировка позволяет и донести все, что нужно, и не загубить динамику. Динамика есть, есть и гладкость и постепенность и размеренность.

Однако прекращаю распевать дифирамбы режиссуре и перейду к пожалуй, главной части всего очерка - к идее, которая расставляет все по местам. А идея эта может показаться банальной, но суть в том, что в нужном исполнении она просто не может быть банальной. Сколько угодно можно твердить о банальности слов подвиг, патриотизм, воля к победе, можно хихикать над философией "настоящих воинов", для которых смерть в бою - единственный по сути достойный конец. И сколько бы все это не говорилось, есть времена, когда только ТАКИЕ люди нужны. Как были они нужны на Фермопилах, как они нужны были в брестской крепосте и десятков других мест, о которых история нам поведала поменьше. Идея идет от самого Фрэнка Миллера, который без лишних комплексов рисует своеобразный идеал мужчины. Для контраста тут настолько странно сделаны Ксеркс и Эфиальт - чтобы показать их слабость. У первого слабость компенсируется внешними вещами - такими как пирсинг и кольца в лице и соответственно армии рабов. У Эфиальта же мерзость внешняя и внутренняя превосходно сочетаются - достаточно справедливо. На этом фоне кажущиеся прочим грекам слегка сумасшедшими Спартанцы, мыслящие о геройской смерти, как о самом драгоценном кладе становятся главными героями вообще, а не только этого фильма. Философия проста, но настолько четко выверена, что возникает только одно слово - лаконичность. Которое откуда пошло? - правильно.

300 - знамя современного кино. Четкое, законченное, полное и эстетически завершенное. Кино, которое дает вариант иконы, которых в современном обществе почти не осталось. 300 предлагают прочувствовать полностью и до конца, что такое есть мужчина в представлениях наших предков, возвращает к истокам того, что возводили на Олимп совсем даже не глупые предки. Сила тела, крепость духа и плечо боевого товарища - вот все ценности, стоящие чего-то в этой опасной и жестокой жизни. Ну и конечно - не забудьте про семейный щит. Подчеркиваю - СЕМЕЙНЫЙ щит, который передавался из поколения в поколения от отца к сыну. Семья, своя страна и война. Твое тело, твой дух, твой сосед, прикрывающий тебя тоже. Позиция, кажущееся простой, но почему-то раз за разом находимая и воспеваемая во всей человеческой истории. Икона, которая если задуматся была всегда и будет всегда.

Поэтому вопрос остается лишь в том, желает ли человек для себя такой иконы или нет. Но вот ее блеска и незгибаемости у нее никогда и некому не отнять.

Ксеркс обещал, что само воспоминание о 300 Спартанцах будет стерто из самой истории и забыто навсегда. Он ошибался, икону, воплощение сильнейшей идеи нельзя было так просто сломать. И мы, живущие сегодня можем по сути сказать по поводу фильма, который по сути есть представитель, сказать, быть может, устами Фрэнка Миллера, устами древних греков, устами каждого, кто восхищался этим подвигом.... сказать простой ответ на простой приказ царя Леонида - приказ-идеал Лаконичности и точности.

"Помните нас". На что мы можем ответь только одно - "Мы помним".....


@темы: Движущиеся картинки, Рецензии

URL
Комментарии
2007-04-04 в 02:38 

Kinoportal.net
Это голоса наших умерших знакомых или всего лишь граммофон?
Ой, ну не знаю, что на это ответить. Просто выскажусь. Моё мнение - фильм на один раз. Желательно этот один раз провести в кинотеатре. Вот там впечатлений больше.
А всякие мутанты в кадре, которых не было в комиксе - это вообще нелепое нововведение. Чтобы завысить роль спартанцев, из Ксеркса предумышелнно сделали разукрашенную девченку, забыв, что этот правитель и его предки захватили и контролируют пол мира. Нет интриги - конец фильма предопределен с самого начала. Так что остается наслаждаться первоклассной визуализацией. Все таки снималось все в студии на синем фоне.

В общем в итоге я ожидал драйвового, связанного, исторического экшена. А получил красиво-визуализированный набор сцен экранизации комикса.
А русифицированная версия вооооообще срань. Как обычно впрочем. Не сумели ни на толику передать мужество, звучащее в речах Батлера.

В принципе, стоит признать, что фильм в общем-то где-то оригинальный по внешности. Хотя великое множество ссылок встречается на ранне вышедшие ленты... Тот же Видок, та же Матрица, ставшая шаблоном замедления кадров и макросъемки...
Если не читали комикс, я вылаживал ссылку у нас на форуме.
300 спартанцев, комикс

2007-04-04 в 10:17 

Rusminin
THERE IS NO JUSTICE, THERE IS ONLY ME...
Kinoportal.net
из Ксеркса предумышелнно сделали разукрашенную девченку, забыв, что этот правитель и его предки захватили и контролируют пол мира
Нет, почему, об этом напоминают постоянно. И говорят, что все это он захватил благодаря армии рабов.
та же Матрица, ставшая шаблоном замедления кадров и макросъемки...
Ну, это стереотип. Если на каждое замедление времени кивать на Матрицу. Ну да, она была первой. Но это же не повод теперь каждый раз с этим приемом поминать... И кстати здесь он совсем по другому реализован.
За комикс спасибо.

URL
2010-08-05 в 12:42 

Не забыть про надпись на потолке
Ну да, она была первой
А она не была первой, вспомните памятный слоу-мо бросок Остапа Бендера шахматами в лицо васюкинского любителя с последующим слоу-мо убеганием от толпы шахматистов разъяренных от того что их город не смог стать столицей мира) Советские времена, задолго до Матрицы).

2010-08-06 в 00:09 

Rusminin
THERE IS NO JUSTICE, THERE IS ONLY ME...
Fillakteria
Действительно, Slow Motion использовался в кинематографе задолго до Матрицы. Если не ошибаюсь, даже Акира Куросава где-то делал.
Однако в Матрице, действительно, это был эффект на новом уровне, благодаря использованию нескольких камер. Ну и сама постановка представила его в совершенно новом свете. До сих пор в слоу моушене показывались отдельные моменты, именно отдельные движения. До Матрицы никто не ставил длинные боевые сцены, где вкупе с облетом камеры время то замедляется то ускоряется, выхватывая наиболее мощные ракурсы и следуя за многими избранными движениями.
Так что можно сказать, что там применялась новаторская техника постановки. Техника, которую затем развил Зак Снайдер.

URL
     

Торжество Интеллекта

главная