Что-то долго я тянул с рецензиями на два недавно просмотренных фильма. Были причины, почему было довольно тяжело писать рецензии. Общего в этих фильмах - что сняты они двумя блестящими режиссерами, ставшими при жизни классиками, да и жанры рядом стоят - детектив/триллер. Позволю себе небольшую инверсию и начну с фильма, просмотренного вторым. Итак,
читать дальше
"Двойной отступ"
Так уж устроена жизнь – люди сдают. Годы начинают брать над ними власть. Они уже не те, что раньше, они живут в тени былой славы. И вот раз за разом видишь – прекрасный актер играет только ради денег, режиссер снимает халтуру, рок-звезда дает концерт с одним и тем же содержанием. В квадрате это обстоит с Голливудом. Разве он даст звездам доживать свои дни в богатстве и неге… Возможно сейчас и да, но Голливуд – штука жестокая. (Вспомнить хоть историю Бэла Лугоши). Голливуд смотрит даже с некой издевкой и злобой. Смотрят и критики: Ну когда он сорвется, когда, чтобы м смогли растерзать его? Он сорвется, но когда?
Наверное примерно так ждали критики новый фильм Мартина Скорсезе. “Давай. Будет хуже Авиатора – твоя карьера кончена. Давай оступись”. Ждали, как он оступится, ждали… Всем хочется скандала. Всем хочется глазеть на падения, чтобы чувствовать себя не таким низким.
А Скорсезе взял и показал всем большую фигу….
Фильм называется на нашем “Отступники”. И уже в названии он теряет некоторую свою часть. Ведь в оригинале фильм носит название The Departed – дословно “отбывшие”, усопшие. В названии уже заключена лошадиная доза черного юмора, но он для тех, кто досмотрит фильм до конца….Однако пойдем по порядку.
Стоит сразу сказать, что фильм – римейк гонконгского триллера/детектива “Двойная рокировка”. Сюжет в том, что одновременно внедряют и копы своего парня в банду, и банда внедряет своего человека к полицию. Однако этот “Римейк” – совсем не то, что мы уже привыкли вкладывать в это слово благодаря бездарностям, их снимавшим. Хотя и на долю Скорсезе было несколько обвинений в несоблюдении подоплеки оригинала. А дело тут наверное в том, что Скорсезе не снимал “Копию” у гонгконгцев. Он снимал СВОЕ кино. А уж что такое кино от Скорсезе, я думаю, объяснять не надо – один взгляд на “Таксиста” и “Казино” уже все расставит по местам. Скорсезе входит в пантеон самых криминальнейших режиссеров (наряду с Квентином). Он снимает фильм о бандитах, о человеке в этом бизнесе, о том, во что он его превращает. “Оступники” в этом смысле отличаются от предыдущих творений. Это словно “взгляд со стороны” на все ту же тему. Теперь это словно “Бандит снаружи и бандит внутри”. То есть с большой буквы – эксперимент. Скорсезе показывает не только то, как БЫТЬ бандитом, но и что случается с людьми, которые притворяются бандитами. В итоге мы имеем потрясающе психологичный расклад, взгляд с абсолютно разных углов. Но у Скорсезе в фильмах привлекает не только одни взгляды и проблемы… а то, как он к ним ВЕДЕТ…
Фильм начинается. Мы смотрим. И постепенно растворяемся в нем. Режиссура словно доставляет удовольствие на каком-то неуловимом уровне. Кино просто приятно смотреть. И минут через 20, когда ты уже вроде уловил ритм и он тебе понравился, хотя кажется можно и подинамичнее…. Ты понимаешь, что это было вступление. Высвечивается название, идет главная музыкальная тема. И вот тогда уже разворачиваются настоящие “отступники”…. Стремительные, злые…. Наполненные черным юмором, сарказмом… потрясающие и незабываемые….
Черного юмора много, но он как будто прикрыт. Его не заметить сразу, но он проявляется, когда начинаешь смотреть фильм в целом. К примеру в начале показывают занятие по Баллистике в полицейской академии. Там рассказывается о последствиях попадания в голову так называемой “Мягкоголовой пули”… я думаю не случайно с тех пор почти все выстрелы в фильме – в голову…. Смачные, тяжелые выстрелы….
Вообще же в фильме множество вещей, которые завораживают. Одна из них – это сам драматизм. Всем понятно кто где засланный казачок, но как нагнетается обстановка. Динамичное, постоянно держащее в напряжении повествование, щедро сдобренное психологией, да для кучи – любовный треугольник. Женщина-психолог, крутящая с обоими из “Казачков” – непростой сюжет сам по себе. Но он идет в стороне, отдавая все свои лучшие черты и в то же время не затягивая повествование. Вообще иногда складывается впечатление, что это три фильма в одном, при этом они друг другу не то что не мешают, а дополняют и углубляют. В итоге мы имеем действительно интересный нелинейный сюжет с крутыми поворотами, цитатные фразы (спасибо огромное сценаристу!) и сильные мотивации. Все это ведет к по настоящему зубодробительному финалу. (Не ждите Хэппи-Энда)
Однако ничего этого наверное не было бы, загуби актеры фильм. Ведь как бы крут актер не был, и он может схалтурить. Но у Скорсезе люди обретают второе дыхание. Плюс Мартин может подобрать себе хороших актеров и заставить их работать. Не знаю точно, как он это делает, но знаю что в “Отступниках” все выложились по полной. Настолько по полной, что даже обидно кого-нибудь назвать ролью второго плана. Что интересно, практически все актеры играют в своем главном амплуа, но все же чуть-чуть поглубже
Джек Николсон. Ну, то что он не подведет было ясно сразу. Но что он сыграет такого циничного и в тоже время жутко харизматичного подонка – это был большой сюрприз. Умом мы понимаем, что Фрэнк Кастелло – язва на теле общества. Он убивал, подставлял, грабил а потом сдавал своих подельников ФБР. Он продавал всех, он не верил никому, он убивал всех, кто казался ему подозрительным. За экранное время он отпустил пошлых шуточек на роту матросов, не меньше. И все же какая харизма и какая сила персонажа. Возможно этот персонаж не настолько эксцентричен, как скажем Джокер, но он настолько жизненный и в то же время настолько прогнивший изнутри, что мурашки пробегают по спине. Николсон показал всему миру, что он может еще ох как задать.
Уж на сколько я не люблю Ди Каприо – в этом фильме перед ним снимаю шляпу. Не сильно погрешу, если скажу – это может быть лучшая его роль. Внешне хаотичный, злой и импульсивный Уильям Костиган, но с глубоким мироустройством внутри. Персонаж Марка Уолберга в начале фильма говорил о разнице “копа снаружи и копа внутри”. Так вот Костиган – коп внутри. Снаружи дикий ирландец, готовый на каждого бросится с кулаками – внутри холодная скала, но которая вот-вот сорвется.
Его антагонист – Колин Салливан. Мэт Деймон опять вроде в своем амплуа – эдакого работящего служаки, интеллектуала и прочее. Ведь внешне по его поведению и не заподозрить, что он – холодная машина, работающая на Фрэнка с рождения. От него не ожидаешь, а он хладнокровно подставляет, убивает, сдает и выуживает Фрэнка из передряг. Казалось бы тот же образ, с небольшими исключениями – а насколько ближе к жизни.
Так что оба – и Ди Каприо и Дэймон выложились играя людей, носящих маски. Как тонко и в тоже время четко показаны эти Маски, которые они носят. И как они друг друга дополняют. Повествование постоянно сменяется то на персонаж Дэймона, то на персонаж Ди Каприо, причем переходы настолько филигранны, что удается и не оборвать действие, и сохранить интригу, и добиться динамики. Учитесь, господа режиссеры, как надо снимать фильмы. Уже там, в зале, начинаешь мысленно аплодировать этим переходам.
Однако как бы ни были тонко сыграны главные персонажи – второстепенные (честное слово, их можно так назвать только потому что у них меньше экранного времени) держатся на столь же высоком уровне. Уолберг, как злой полицейский, эдакий сержант, который кричит, чтобы держать дисциплину, но в тоже время за каждого парня – горой, Мартин Шин в роли Квинана – эдакого апостола порядка и того, кто поддерживает агентов под прикрытием психологически – “отец”, успокаивающий и понимающий, Алек Болдуин в роли Эллерби – стопроцентного начальника, практически как он всегда и играет, но только чуть лучше. Выделить среди актеров кого-то, кто играет лучше – невозможно, потому что они все играют свою роль идеально, как бы коротка она не была.
Саундтрек получается как и само повествование – временами медленный и спокойный – временами быстрый и дикий. Здесь Ирландские баллады соседствуют с Pink Floyd’ом, но в целом саундтрек настолько же гармоничен, как и весь фильм. Он сочетается в одно, при этом по отдельности соответствуя каждой сцене на 100 %
Что о фильме в общем – превосходный шедевр с совершенной режиссурой, блестяще играющими актерами, динамикой, драмой, глубиной и психологизмом. Сдобренная черным юмором история об Ирландцах – народе, который Зигмунд Фрейд назвал не подвергаемом психоанализу. Пусть история в целом не настолько мощна идейно, как “Казино” или “Таксист” – это абсолютный шедевр, запоминающееся слово в жанре и в целом фильм “Из первой колонны” на который стоит равняться остальным.…. Впрочем для Скорсезе все это давно уже является нормой.
PS: И нафиг Авиатора!
PS в общем: Попробую с этой записи один эксперимент. (хех.... кто мне запретит?) Кто играл в героев - помнят принцип "Недель". Пойду по нему. Теперь каждая запись будет снаюжатся "недельной датой". Возможно, какие-то дни заимеют и свое имя собственное, если они чем-то отличатся.
Итак, I с половиной(потому что полвторого ночи и "Завтра" для меня еще не настало.)день. Неделя Золота.
Фраза Дня: Для одних маска - ширма, а для других - украшение qt Александр Красный
Режиссерские Вечера
Что-то долго я тянул с рецензиями на два недавно просмотренных фильма. Были причины, почему было довольно тяжело писать рецензии. Общего в этих фильмах - что сняты они двумя блестящими режиссерами, ставшими при жизни классиками, да и жанры рядом стоят - детектив/триллер. Позволю себе небольшую инверсию и начну с фильма, просмотренного вторым. Итак,
читать дальше
PS в общем: Попробую с этой записи один эксперимент. (хех.... кто мне запретит?) Кто играл в героев - помнят принцип "Недель". Пойду по нему. Теперь каждая запись будет снаюжатся "недельной датой". Возможно, какие-то дни заимеют и свое имя собственное, если они чем-то отличатся.
Итак, I с половиной(потому что полвторого ночи и "Завтра" для меня еще не настало.)день. Неделя Золота.
Фраза Дня: Для одних маска - ширма, а для других - украшение qt Александр Красный
читать дальше
PS в общем: Попробую с этой записи один эксперимент. (хех.... кто мне запретит?) Кто играл в героев - помнят принцип "Недель". Пойду по нему. Теперь каждая запись будет снаюжатся "недельной датой". Возможно, какие-то дни заимеют и свое имя собственное, если они чем-то отличатся.
Итак, I с половиной(потому что полвторого ночи и "Завтра" для меня еще не настало.)день. Неделя Золота.
Фраза Дня: Для одних маска - ширма, а для других - украшение qt Александр Красный