"War never changes" never changes
читать дальше
И вот настало наконец время написать отзыв, который стоило написать столь долгое время назад. По сути, его стоило написать еще в том году, но причудливая интерференция лени и прочих важных вещей, вроде Сессии мешали мне это сделать. И вот, настало время наконец собрать по частям впечатления, расставить акценты и сказать наконец, что же все таки получилось у Bethesda Softworks после их трудов.
Мало какое событие в игровой индустрии аккумулировало столько внимания, как возвращение Fallout'а. (Причем отчественные игровые издания почему то любили говорить, мол такую популярность он имеет только в нашей стране, что полнейшая чушь, ибо я заглядывал на официальный форум Бефезды) Редко когда нетерпение было настолько велико, что тысячи, а то и Миллионы человек просто изнывали от нетерпения. А я ведь помню... Я помню впервые появившийся сайт с 1 муз темой и несколькими концептами, которые уже сносили башню. Я помню это дооолгое нетерпеливое ожидание первого тизера. Я помню тот апокалипсис, что творился на официальном форуме в день и ночь выхода тизера, когда многие всю ночь сидели в ожидании Тизера, который задержали на сутки. Я помню, как вышел тизер, и какой он был великолепный, как он захватывал саму эссенцию мира Fallout'а. Потом были первые геймплейные ролики, потом были негеймплейные ролики, хорошо косящие под пропагандистские фильмы 50х, и передающие ту атмосферу. Воистину, рекламная компания была такой, какой она и должна была быть и я, как и многие, жадно ловил каждую каплю. Пожалуй, это был очень интересный опыт и хорошие времена. Было много всего и все это было хорошим. Но потом....
Количество грязи, вылитой на еще не вышедший проект трудно сравнить с чем-бы-то-ни-было ,включая новостроящийся небоскреб Burg Dubai. Люди не скупились демонстрировать себя в самых лучших формах и обличиях, благо интернетное общение позволяет многое. Чем только не обзывались, и Oblivion с пушками, и недошутером и недоРПГ, и профанаций, и казуализацией. Естественно все вышеперечисленное - полнейшая и совершеннейшая чушь. Сама постановка вопроса уже говорит о том, что автор высказывания "хочет" найти те или иные огрехи. Ну а это уже детский сад, в конце концов. Как говорил старина Бэтс,"It's not what i am underneath, but what i do that defines me". РПГ система есть? есть. Сложные диалоги и многочисленные выходи из ситуации и квесты есть? есть. Fallout стилистика и пустошь есть? есть. О чем мы таки тут говорим? И потом - ребята, вы играли в mass Effect.... у кого после него язык то поворачивается Fallout 3 шутером называть, а?
Однако все понятно. Столь одиозный проект не мог не привлечь толпу не менее одиозных личностей, готовых загодя сровнять проект с землей. Однако сегодня не день дисскутирования по поводу странных личностей... Это будет как-нибудь отдельно.
А что сказать? А сказать что Bethesda реально работала. Работала тяжело и кропотливо, по крупицам собирая этот проект. Это видно по всему, от вылизывания Обливионского движка до почастичной переноски старого Fallout'а в новое измерение (Продукт Z из World of goo, как пить дать.) Тщательнейшим образом ребята воспроизводят столь тонкую и столь неуловимую вещь, как атмосферу. Вообще же за время игр как в серию The Elder Scrolls, так и в Fallout 3 я понял одну простую вещь: You don't get bullshit from Bethesda, разве что за исключением несчастного Radiant AI, который они явно искренне пытаются поставить на ноги, но который всегда немного пьяный. В остальном же - они верны своему слову. Обещали большой разнообразный мир - он есть, обещали умные и необычные fallout-style сиквенсы - они есть, обещали ту самую атмосферу и музыку - они есть, обещали офигенный VATS - он правда офигенный.
При всем этом ребята еще и не забыли о стремлении к новому. Собственно, это видно по самому началу. Нигде вы больше не увидите такой оригинальной системы генерации персонажа. По сути сама генерация - небольшая история, происходящая на протяжении нескольких лет жизни нашего героя в Волте. Буквальные первые шаги в этом пост-апокалиптическом мире, взросление, выбор навыков... все сделано настолько естественно и ненавязчиво, что обращаешь внимание не на процесс генерации, а на то, что творится вокруг, как мальчик, которого разговоры людей вокруг интересуют гораздо больше чем скучное обучение. Однако взросление кончилось, навыки и внешность выбраны, нить сюжета закрутилась и вы покидаете волт при не самых приятных обстоятельствах. Открывается старая скрипучая дверь, на секунду солнечный свет ослепляет... но вот контуры предметов медленно проясняются и вам открывается она... Wasteland.
Даже если бы в Fallout'e не было бы больше ничего, он выехал бы за счет одноq только wasteland, любой бы хотя бы на два часа в неделю играл бы чтобы lose himself в этом, кажущимся бесконеном выжженом мире. По Wasteland хочется ходить, созерцая все вокруг... полуразрушенные, словно снесенные ветром дома, песчаная земля, ветер, гуляющий по руинам, горы, черные остатки монорельсовой дороги, кусок шоссе, неизвестно как уцелевший и кажущийся принесенным сюда откуда то издалека. Wasteland превосходна. У Bethesda всегда был талант на создание большой, красивой и атмосферной местности... просто местности, где даже необязательно никому быть. Wasteland Не надоедает никогда, по ней хочется ходить(именно ходить неторопясь пешком) вновь и вновь.
Ну а для тех искушенных людей, кому надоест... всегда есть Вашингтон.
И если их не впечатлила Wasteland, по какой-то скорее всего дурацкой причине, но Город возьмет свое... ведь он не мене удивителен, эти огромные груды мусора, эти словно вскрытые скальпелем здания, где сохранилось почти то же, что и было до войны внутри, словно срез жизни... на фоне - черные скелеты осыпавшихся высоток... а дальше и исторические памятники, которые так же выглядят очень внушительно и атмосферно. В особенности производит впечатление одно место, почти на самом Востоке города, где среди пустых улиц и скелетов домов проноситься не только ветер, но и голос какого-то спятившего проповедника, кричащего околесицу... Этот маленький штришок доводит безумие этого мира до апогея, а заодно и заставляет пару мурашек пробежать по спине.
Что же до передачи атмосферы оригинального Fallout'а, то, повторюсь, проделана кропотливейшая работа. Очевидно, что опирались создатели в первую очередь на первый Fallout, а не на развеселый стеб Fallout 2. Это видно и по структуре... практически тот же набор оружия, объем мира и невозможность играть после окончания игры, а равно как и более серьезное и мрачное отношение.
Передача же... что говорить о передаче. Доскональный перенос духа 50х в неразрывной связи с пост-модернистским влиянием Апокалипсиса. Отсюда и поклонение атомной бомбе, и проект супер-мутантов, и "эталонный городок". В весьма в тему появившемся Радио играют трэки 50х, президент ведет пропагандиские передачи, историк из одного из городов коллекционирует что осталось от того, что когда-то было страной. Стоит отметить, что fallout 3 гораздо более "Америказирован", чем его предшественники. В тех Fallout разве только география указывала на то, что действие происходит в Северной Америке.
Однако это можно понять, ведь действие происходит не где-нибудь ,а в Вашингтоне - бывшей столице, главной развалине всех развалин Северной Америки. Посему и люди так гораздо более пост-патриотичны, чем в свобододуховной Калифорнии. В целом - я это не осуждаю, просто в связи с этим некоторые квесты становятся всего лишь немного более очевидными, как, например, квест беглых рабов.
Видно, что создатели вложили много ума в создание игры. Многие вещи действительно просто умные... Как, например Раскол Братсва. Как хорошо показаны метания между их полусвященной миссий и простыми человеческими чувствами. Хотя это и показано парой диалогой и маленькими штришками, но ведь смотришь и одобрительно киваешь головой. Многие подобные вещи производят тот же Эффект... истории Волтов, Оазис, секта Последователей Апокалипсиса... видно, что создатели много и долго обдумывали многие и многие вещи ,которые стоит добавить в игру... и они нашли прилично идей.
Если говорить в общем - то Bethesda опять создали это... живой мир, где, чтобы понять что он представляет, надо именно пожить, не зря ведь дают возможность купить дом. И это указывает на многое. Здесь надо пожить, хотя бы немного, другого способа понять эту игру - не существует. Поэтому я и не буду пытатся передать все те замечательные особенности этого безумного, но столь интересного мира - мои постоянные читатели уже могли частично их увидеть в заметках "полевого Пип-боя".
Посему теперь я лишь перечислю те или иные особенности игры, на которые стоит обратить внимание.
Оружие и боевая система: Оружие довольно разнообразно и красиво сделано. Что бы не говорили, но VATS - отличная штука и мне лично он не надоедал ни разу. Особенно весело бросать гранаты и смотреть, как противник медленно подлетает. Большинство оружий сделаны интересно и красиво, не очень понравилась только Плазменная Винтовка. Особенно рулят "сборочные оружия"... это не только классный новаторский ход, но и действительно эффективная и элегантная вещь... в конце концов анимация этих орудий самая лучшая в игре.
Очень хороши брони. От них прям так и сквозит их предназначением, они словно воплощают его. Будь это покрытая шипами и странными накладками броня Рэйдера-садиста или потертая, потемневшая от путешествий под палящим солнцем пустоши кожа - сделаны они отлично.... Но безусловно главное слово здесь - легендарная Power Armour... Символ и чем-то даже образ Ордена Братства Стали Многим не нравится модель брони Братства Стали в Столичной Пустоши. Мне же она довольно таки нравится, ведь она хорошо отражает то бедственное положения Братства... раскол, толпы супермутантов. Поэтому и броня производит впечатление собранной кустарно из стального хлама... она более "рабочая", более "боевая", все в ней подчинено максимальной эффективности из того, что есть. (Она напоминает первый прототип из фильма Iron Man... собранная в пещере из кованной вручную стали. Да, финальный вариант выглядит лучше.... но может быть... он чуть-чуть слишком совершенен и истончен. В конце концов, должно иногда быть место грубой силе и мощи.) И вместе с тем она - по прежнему Power Armour... символ мощи и силы, тем не менее где-то там за сталью таящая в себе человека. И Новый Power Armor хорошо передает эту двойственность... Аватары Мощи и Простого солдата, новейших технологий и послевоенного дефицита продвинутых средств. В общем - отлично передает картину положения братства, так и его воли, несмотря на трудности оставаясь братством. Что и говорить о символизме "отступников", красящих свою броню в красный для весьма наглядного эффекта. Короче - умный ход. Ну а кому не нравится - всегда можно откопать старую добрую зеленую T51b и почуваствовать себя непобедимым големом из Стали, последним и лучшим изобретением обреченного человечества, попытку стать титаном, способным на все...
Графика и КартинкаВообще графика и модели отменные. Черт, мне просто физически нравится как все выглядит тут. Гули выглядят отлично, а не просто "кусками гнилого мяса", как Обливионские зомби, тела ведут себя очень неплохо, как при распаде, так и просто при падениях. Неплохо ведут себя и вещи, которые хоть по прежнему слегка любят поскакать, но уже чувствуется в них больший "вес", чем опять же в Обливионе. Зато теперь они гораздо лучше "нарисованы". Один мяч почти в самой первой управляемой сцене уже так хорошо и приятно шокировал. ДА и вообще графической составляющей можно долго воспевать дифирамбы... стальные стены волтов, песчаная земля пустоши, прорезаемая участками полузасыпанных довоенных построек и дорог, отверстия в домах в Мегатонне, через которые светит дневной свет. Здесь очень много красоты, нужно ее лишь слегка поискать. Черт, да когда первый раз прилетел Вертиберд, сел, а потом и улетел, словно живое существо, я буквально сидел с открытым ртом, так это классно. Да и анимация персонажей, которые облокачиваются на стену или как-то занимают свое время - правда ведь классно.
Квесты
Побочные квесты сильно разнятся, но есть прилично весьма интересных и по пост-модернистки умных. Некоторые я уже приводил в пример (Оазис), другие не стал. Но в целом квестов много, есть интересные, есть не очень. Но безусловно они - весьма стоящий способ занять себя в Пустоши.
Основной же квест довольно не плох, разве что слегка короток. Драматическая, с закосом под эпичность история хотя и не хватает звезд с неба, но смотрится опять же - очень и очень прилично.
Кстати об эпичности - ее с лихвой хватает ближе к концу, когда выходит на поле огромный боевой робот и идет валить Анклав.
Эта Сцена со следованием за роботом просто сносит башню своей эпичностью, не больше, не меньше.
Вообще Liberty Prime - очень интересный элемент сюжета. В начале он служит едкой иронией весьма популярным сейчас "Огромным человекоподобным боевым роботам". Его запланировали, построили и хотели отправить на Аляску сражаться с китайцами, но.... на него не нашлось источника энергии. На все системы энергии просто не хватало, а отключать боевые системы робот "не давал"(В лучших традициях Кубриковского Доктора Стрэнжлава... We cannot allow a giant robot GAP!). В итоге всю войну и много-много потом он простоял в подземелье Пентагона. Какой пинок под зад всем Аниме и иже с ними с этими махинами! Просто энергии не хватит! А вдеь он даже не пробовал Летать, и прочая. В общем - большой источник потехи. Конечно же, потом он все-таки пошел по заветам Антона Павловича и его ружья. Но не суть - принцип заявлен. Тем более, что после того, как он пошел, он стал источником еще одной забавной пост-модернистской аллюзии. Представьте себе... огромные боевой робот... с плазменным пулеметом... созданный правительством США для борьбы с красным Китаем... идет по разрушенному Вашингтону... и надирает закованные в броню задницы солдат Анклава - остатков того самого правительства США... приговаривая "Умри, Комми!" и "Коммунизм - синоним поражения". ВАш разум не улетел в космос от такой сцены?
Короче стоя апплодирую создателям.
Что же до собственно оунчания главного сюжета, то вот лично мне он не понравился. Да, формально все на месте - и эпически конец и возможность выбора, и даже семейный драматизм этакий. Но вот как-то не цепляет, не хватает в нем какого-то "удара". Может быть это только я.
Ролевая Система хоть и не лишена недостатков(вроде необходимости уровня во время комп и просто взлома), но весьма интересна. Особенно хороши различные перки, зачастую довольно радикально меняющие весь процесс игры. Ну и безусловно, что хотя и можно просто бегать и стрелять, но(чтобы там завистники там не говорили) Fallout 3 - РПГ. И гораздо лучше и эффективнее прокачивать скилы, как боевые и стелс, так и прочие. Ведь система диалогов позволяет при определенном уровне навыка или характеристики добавлять новые опции в диалог(Это вам не Масс Эффект с его Добрый-Злой-Нейтрал)
В общем, систему бы неплохо сбалансировать, но она хорошая и главное - практически как в старом добром Фоле(Где,кстати тоже были минусы системы)
Локации Как уже рассказывал - в общем и Обломки Вашингтона и окружающая его Пустошь - великолепны. В Вашингтоне очень умно сделана система Метро. Единственное что немного портит картину - это опять же фаст-трэвел. Метро и придумано, чтобы как "турист" в будующем, разбиратся в картах и соображать по какой ветке "поехать", чтобы выйти у Капитолия. Для этого город и был "порезан", чтобы добираться на метро.
Что же до городов, то за каждым из них лежит интересная идея, действительно интересная. Можно долго наслаждаться особенностями Мегатонны, Ривет сити(С его потрясной летной палубой, с которой так классно смотреть на город в компании с остовами самолетов) или Литл Лэмплайт. Но проблема в том ,что сами города не очень живые... Внутри них самих становится довольно скучно довольно быстро, потому что интересных персонажей довольно мало, да и делать в них толком нечего. Довольно интересно по главному Квесту в логове Анклава... с точки зрения дизайна и самого глав. квеста. Ка сожалению, больше там делать особо нечего, да и место закрывается после посещения.
Вообще в Fallout 3 довольно часто хочется БОЛЬШЕ... больше мест, больше всего внутри этих мест, большего разнообразия станций метро, больше квестов, больше уровня наконец. Однако прозрение Bethesdа, их по настоящему пророческий ход вот уже какую игру, их главный козырь и уже почти символ - открытый игровой редактор. Хочешь большего? Не устраивает что-то? Хочется по другому? Знаешь как сбалансировать РПГ систему? - Сделай свой мод! Любой размер, любая тематика, любое все! Или скачай из уже готовых сотен различных модов, которые выкладывают на Fallout Nexus. И ведь это действительно делает Бефезду Великой конторой... они ценят своих игроков, они дают им в руки такие инструменты, они им доверяют... в отличии от многих других компаний. И это ,по сути, практически перечеркивает практически все недостатки игры... ведь все и каждая устранимы.
Я уже не говорю про мелкому цеплянию к деталям, которое люди так любят демонстрировать почему-то, вроде "А почему нельзя убивать детей, в превом фоле можно было!" или "А почему проститутки не "работают"?" и прочая прочая. А ответ то очевиден... создатели не сочли их достаточно важными, перенося прочие мельчайшие детали духа и атмосферы старой игры и создавая вместе с тем некий общий вектор, целостность и дух уже новой игры.
В Итоге, новый Fallout бесспорно ВЕЛИК. Он эдаким мастодонтом стоит на горизонте комп. игр, не давая себя ни с кем перепутать. У него есть открытый живой мир, шикарные декорации и даже умное и интересное наполнение. И помимо прочего он просто нереально ЭПИЧЕН. И его размер просто заслоняет собой все его недостатки, которые окончательно убиваются козырем в виде редактора GECK.
Пожалуй единственно, что можно поставить новому Fallout в вину - новый Fallout не гениален, что, я думаю, очень дурацкое обвинение. Bethesda Softworks еще не такие перфекционисты, у них не такие взрывающие мозг откровения. Они в этом не виноваты, они прилежно взяли все компоненты, придумали несколько своих и довольно неплохих, зарядили их в пушку. Не их вина ,что пушка не жахнула как главное орудие Линкора. В конце концов - контора эта еще довольно молодая и я верю - они еще выпустят свой ЦАРЬ-проект, который будет совершенен и гениален, новаторский и чтящий традиции, умный, изощренный, но интересный каждому... Кто-нибудь думает Fallout 4?
Пока же Они громко заявили, что могут. Многие не верили, но они смогли. Fallout 3 - это без преувеличение то самое возвращение в так тепло нами любимую пустошь. Не думаю что все бы справились с такой тонкой и важной работой, как возвращение одной из Легенд игр, но Bethesda справились, за что им наше, геймерское и фанатское спасибо. Ведь только благодаря им многие и многие рецензенты могут с усмешкой сказать "War never Changes", а еще большое количество геймеров - услышать это еще раз! А помимо этого - они заявили, весьма громко о себе, не только на рынке РПГ, но и на рынке всех игр вообще... Bethesda - Может! Огромный и мощный зверь в стаде современных игр, достойный получить звание "игра 2008 года" - это Fallout 3... он много работал ради этого, господа, проявите уважение.
PS Бефездовцы не дремлют, на выходе 3 дополнения к Fallout 3, которые обещают если не стать прорывом, то интересным экспериментом - точно. О каждом из них будет коротко описано на страницах этого дневника. До тех же пор, я прощаюсь с вами, надеюсь вы получили от Fallout 3 столько же приятных мгновений, что и я.PPS
читать дальшеА еще огромное спасибо журналу Мир Фантастики... благодаря им у меня есть действительно kick-ass постер нового Фола