-Это восстание батареек."
qt bash.org.ru
Перефразируя персонажа графической новеллы Алана Мура и, соответственно, фильма по мотивам V for Vendetta:
The Revolution without music is not a revolution worth having.
И одна из самых ярких альтернативных банд нулевых - Muse выкатили нам самую настоящую революцию. С музыкой, с танцами, с песнями, плюшевыми мишками, королевами и классическими композиторами - полный революционный набор для того, у кого нет броневика.
читать дальше
Не могу точно сказать, что побудило Muse выбрать такую тему для альбома. Но с другой стороны Англичан хлебом не корми, дай устроить стильную революцию с музыкой. Однако точно можно говорить о по крайней мере одной явной цели этого альбома - устроить небольшую революцию если не в рок-музыке, то в отдельно взятом жанре точно. Альтернатива, которая зачастую уже альтернативна только по названию, а местами и просто гниющее болото, которое претенциозно называет себя Альтернативой, потому что это звучит клево. На самом деле довольно много команд, которые действительно Альтернативят.(например те же звонкие Азейрбайджанские песняры из System of a Down) Ну а Muse не только доставляет свежесготовленное блюдо альтернативы, но и делает это, серфя на мощной и быстрой волне прог. рока. Как говорится, если мы стоим на месте, то мы уже позади всех.
Итак, встряхнуть жанр, окатив его очищающим жидким пламенем революции. Каков же план восстания?
Само собой в первую очередь надо захватить Телефон и Телеграф. В данном случае левое и правое ухи.
Затем нужно тонко сыграть на штампах и привычках опрессоров, заманивая их в ложное ощущение привычности и комфорта. Например дать им на время подумать, будто бы это действительно альбом Muse в их уже привычной манеры игры.
Ну и наконец, когда тираны расслабились и почувствовали себя в безопасности, руководствуясь свои зашоренным и закостенелым жандармом - Ассоциативным Рядом.... И когда никто ничего не подозревает... Взорвать все к чертям... отправить Ассоциативный ряд в нокаут, оборвать все внешние связи и по очереди истребить все опрессорские мыслишки, которые все это время шептали на ухо что-то вроде "ну мы это уже слышали". Отрубить голову гидре тоталитаризма Разума и устроить пир на его трупе. Но как они это сделали? Что же, давайте посмотрим немного поближе на хронику разворачивающихся событий, чтобы понять где был тот момент, где верхи уже не могли, а низы уже не хотели:
Uprising
Песня, сравнимая, пожалуй, с апрельскими Тезисами. Текст так же устанавливает правила игры и призывает на борьбу... Призыв на баррикады, вызов классовым угнетателям... в лучших традициях Робеспьера или Ульянова, пожалуй, с примесью мантры футбольных болельщиков для вкуса.
По музыке же, казалось бы привычная, типичный Мьюс. Пожалуй, даже слишком типичный Мьюс в том плане, что он предсказуемый. Последним трэком в прошлом альбоме Black Holes and Revelations были Knights of Cydonia. И ведь что примечательно. Вы можете поставить Uprising сразу после Кидонских Рыцарей и не почувствуете никакого Диссонанса. Более того, они словно созданы чтобы стоять вместе. Рядышком, держа над собой баннер "справедливость". Но не дайте обмануть себя - эта привычность только видимость, хитрая уловка, чтобы скрыть свои истинные мотивы. Если постараться, можно даже заподозрить что-то неладное. Припевы и переодические хлопки как будто бы слышаться немного по другому. Как будто бы звучит привычно и все же на границе можно услышать тревожные нотки чего-то, чего вы не ожидали здесь услышать. Но опрессоры слишком костные в своих ассоциациях не заметили и этого. На деле же Uprising был первым звуком Фанфар против Чудовищного Режима
Resistance
Основная задача сопротивления на предреволюционный период - не дать себя заметить. Не высовываться. А еще лучше - сделать вид что ты что-то другое. В связи с этим данное сопротивление претворилось что они... 80е. Да-да, вы когда-нибудь слышали хиты 80х годов? С их схемами вопрос-ответ и протяжными припевами. Да, безусловно звучание другое и если постараться, то можно увидеть через маскировку. И тут сопротивление провернет хитрый трюк. В припеве оно вдруг прикинется группой Killers.
Серьезно, вот убейте меня, но когда поют строчки
Love is our resistance
They'll keep us apart and they wont stop breaking us down
Hold me
Our lips must always be sealed
The night has reached its end
We cant pretend
We must run
всем, буквально все: и лириксами и звучанием и даже вокалом блин они очень сильно напоминают The Killers. Ну а какие вопросы могут быть к Киллерсам?
"-Прощу прощения, господин Флауэрс, не узнал вас. Вы ведь в каждом альбоме выглядите по разному, то с усами, то без.
-Ничего, ничего Офицер, это всего лишь ваша работа."
Вместе с тем Лириксы хотя и несут местами мощное упрощения/повторения а-ля 80е, но довольно таки красивы. Это без вопросов поэзия в своей лучше форме.
Undisclosed Desire
Но вот все ближе День Д, Час Ч и минута "без четверти половина на Зюйд-Вест". Но все еще необходимо окончательно усыпить бдительность противника. И нет ничего лучшего для этого дела, чем примерить личину противника. Посему встречайте... poprock/RnB хит 90х-00х. Серьезно, я не шучу, если не знать куда смотреть, то можно запросто перепутать с каким-нибудь попрок хитом. Все эти легкие завывания, элетронные биты и ровные проигрыши с неторопливым ровным пением. Причем хитом любым, ведь характерные черты хорошо скрыты. Их можно заметить тренированным глазом в лириксах и кое-где в вокальных модуляциях, но стоит снять шляпу... маскировка почти идеальна. Противник никогда не догадается, что его свалило и откуда.
United States of...
И вот наставл великий день... день, который войдет в учебники по истории, день который будут помнить пролетарии и медвежарии всего мира. И начинается он очень тихо. Никто посторонний не догадается что все действующие лица заняли места и ждут команды. День начинается очень тихо и спокойно... Прямо типичнейший Muse в спокойных композициях, вроде Invincible. Все привычно и практически убаюкивает.
You and me are the same
We don't know or care who's to blame
But we know that whoever holds the reins
Nothing will change
Our cause has gone insane
And these wars, they can't be won
And these wars, they can't be won
And do you want them to go on
And on and on
и тут
Why split these states
WHEN THERE CAN BE ONLY ONE!
Та дам, Революция свершилась, ведь только что привычный и уже такой знакомый спокойный трэк Muse превратился в хоровой бэк-вокал QUEEN. Да-да, Queen дамы и господа. Попрощайтесь со своими синапсами, забудьте о своих ассоциациях и ловите голову, которая укатилась куда-то. И потом уже понеслась. Музыка средняя между Queen и восточными мотивами, Вокал практически Фредди Меркьюри местами. Muse нанесли свой удар. Но нанесли они удар не по одному фронту, а сразу по двум. Ведь тема песни тоже не спроста. Кто же Only One? Какой Only One? Кто это?
И они поют, намеренно протяжно и лирично:
United Staaaaaaates.... United Staaaaaates..... of(В этом моменте я люблю представлять как среднего возраста Американец сидит перед своим радио и слушает эту песню. Он слышит любимые Юнайтед Стэйтс На его глаза наворачивается патриотическая слеза. Он уже практически подпевает и готов подпевать после of) Тут идет практически издевательский проигрыш и УДАР, coup de'etat и de'grace сразу:
EURASIA -SIA -SIA -SIA
EURASIA -SIA -SIA -SIA
И в конце под самый катарсис, пианино. Что-что? Звучит знакомо? Какая-то оооочень знакомая мелодия, говорите вы? Фредерик Шопен? Да НЕУЖЕЛИ!
Все, Muse взорвали Царя в голове. Такой невероятной издевки, такого переворачивания всего и вся при этом еще с мощной политической издевкой/призывом/не пойми чем, а в конце- Шопен, Дети и Бомба. Финиш, Революция свершилась и раскидала всех.
Возможно поэтому кое-какие критики и начали бухтеть на эту песню. Конечно, она слишком издевательская, слишком нестандартная и слишком зацепила этих самых критиков за живое. Собственно, что она и планировала делать, наверное.
Guiding Light
Стремясь закрепить свой ранний успех, Muse следуют намеченной тактике и ведут впереди Королеву. Вот еще бы чуть-чуть и я бы действительно поверил что это песня Queen. Вплоть до гитарных риффов, где местами они словно оторвали Брайана Мэя от его Ректорской работы(около 2 минуты). Конечно где-то разницу можно заметить, некоторые куски нехарактерны, но общее впечатление что либо это Queen переоделись в Muse, либо Muse переоделись в Queen, либо и те и другие играют и поют на пару, снося башню всем проходящим, это точно.
Unnatural Selection
События развиваются хорошо, согласно плану и можно, пожалуй, подтягивать тяжелую разрушительную артиллерию.
Что-что там кричат недобитые контры? New Born? Ну что же, да, пожалуй что крайне похоже внешне. Даже очень. Фактически родные братья в плане основного риффа. Тот же темп, та же динамика, то же развитие от медленного протяжного вокала с органом на фоне к ударному быстрому риффу. Ну что же, узнали? Молодцы детишки. А как вам припевчик?
Counter balance this commotion,
We're not droplets in the ocean
Ну что вы! Не надо разбегаться в разные стороны! Это всего лишь ABBA. Да, ABBA, lay all your love on me, если быть точным. Практически один в один. И снова New Born... и снова ABBA... и тексты про революционные действия, призыв даже посильнее Uprising'а... Не жалеть контрреволюционеров, ни одного. Вначале медленно бить их, смакуя этот момент, растягивая его в неком непонятном звучании. И потом добить их, запустить финальный рифф. О боже мой, да это же Металлика. Финальное соло просто 1 в 1 повторяет характерное звучание Металлики. У беляков не было не единого шанса.
MK Ultra
Ну тут уже нет смысла скрывать свое лицо. Уже идет победоносное наступление. Однако песня гораздо больше напоминает Ранний Muse, с альбома Showbiz, нежели поздний. Да и тексты, которые фиг различишь о чем, кроме общих тем потери себя, лжи и разума. Но вместе с тем весьма интересная песня.
I Belong to You
Опять же что-то неуловимо напоминающее, но во много опять же Muse и опять же больше с альбома Showbiz. А в конце уже знакомый финт - пианино, только на этот раз ария Сен-Санса. Однако определенно есть какое-то внешнее влияние, но не очень понятно какое именно. Например духовая вставка ли или еще что. Но это не так важно, ведь впереди:
Exogenesis
Революция - она не только про ломать, но и про строить тоже. "Мы старый мир снесем до основания и на обломках новый мир построим" И Exogenesis не зря несет в себе Генезис - возникновение начало с древнегреческого. И ох уж они нагенезировали тут. Ни много ни мало - современная рок-симфония. Полноправная, без скидок, без уступок. Самая настоящая симфония, в 3х действиях, при этом оставаясь роковой. На моей памяти, подобного эпического сплайса двух направлений не допускали со времен Atom Hearted Mother Pink Floyd'а. В целом, очень мощный и красивый эксперимент. Может быть не самый лучший какой мог быть, но черт, это и так заоблачные выси. Чем-то она напоминает Bliss, чем-то, и это странно, саундтрэк к World of Goo Но это не так важно. Важно то, что она явно знаменует в чем-то новое мощное, объемное, фактурное и крайне интересное течение в творчестве группы.
Так что же, получилась ли у Muse их революция. Ведь они явно хотели поэкспериментировать, подурачиться, поиздеваться(в том числе и над напыщенными критиками), по жонглировать жанрами, отдать дань уважения предшественникам, взорвать пару буйных голов и совершить наконец великую революцию.
Наверное трудно сказать о революции ,что она "Получилась". Можно точно сказать когда она "Не получилась", а такого здесь нет. В остальном революция - во многом открытая книга. Где можно еще написать и наворотить всякого разного. Цель революции - очистить, всколыхнуть и прописать пистон кому нужно. Думаю какие-то задачи выполнили, где-то недожали до абсолютного конца (Меня не покидало ощущение, что все-таки вокал был не такой невероятной силы и накала как в предыдущих альбомах, он не наводил мысли об отбрасывании солистом копыт после песни. Пожалуйста, не говорите мне что Мэттью Беллами устал, это будет слишком). Но определенно они наворотили гору экспериментов, снесли еще большую гору жанровых штампов и косности и готовы с новыми силами и, главное, идеями приступить к ваянию здания
А вам же я предлагаю выбрать день, сходить и устроить свою Революцию.... снести кому-нибудь головы, ввести кого-нибудь в заблуждения, поднять кого-то на восстание, захватить телефон и телеграф хотя бы в отдельно взятой квартире и пойти штурмовать
PS Все ассоциации автора являются собственностью SickImagination.lim Все права защищены.
Остатки мозга автора являются собственностью группы Muse. Нелицензированное копирование будет преследоваться по закону.