Ну, я думаю, надо же с чего-нибудь начать, вот и решил выложить на свет свою давнишнюю заметочку про трилогию Matrix:

Попробую объяснить, что привлекло меня во второй части, и что отпугнуло в третьей. Рассматривать я буду не с позиции графики, компьютерной графики (можно смотреть только кусками), голливудского монтажа и лирических линий, а с центральной идеи, и ее проявлений. Чтобы там не говорилось, сюжет первой части гроша ломанного не стоит. Идея давнишняя и уже так развитая Киберпанкерами, что оставлять ее в голом виде – просто не сказать ничего. Да, в мире, где мы живем происходит много странных вещей, и ты все больше и больше подозреваешь, если не всемирный заговор, то уж какую-то странность в жизни – точно. И дальше – все, что уже было в жанре: странные полуволшебники, которые знают все твою жизнь, какие-то госструктуры, не ограничивающиеся ничем, чтобы поймать этих “волшебников”. Ты, как классический герой – днем скромный работник, ночью – крутой хакер – не помогаешь госструктурам ничем и решаешь идти к “волшебникам” (количество киберпанковых второсортных произведений с таким сюжетом переваливает за 2 сотни). И дальше – классика жанра (правда, в дешевом исполнении): проснуться на один раз больше, чем заснуть; серое, неприглядное будущее; злые роботы; добрые, но редкие люди; борьба за “добро”, сага о “спасителе” (на самом деле, это – классический сюжет Киберпанка, попробуйте найти хоть маленькое отступление от него в Матрице). В общем – ничего нового. Юзанный сюжет, голливудский стиль-антураж с корпоративными “плазами”, метрами, крышами с вертолетами, стилистика будущего в стиле Аниме-Манги – неприглядное, отталкивающее.

Что же есть во второй части, чего не было в первой и не стало в третьей? Во второй было одно – один большой, красивый, многообещающий намек на то, что все не так просто. К тому же тема “перезагрузки” не война с машинами и их Миньонами-Программами, а тщательно завуалированная тема тонкой границы человека и программы. Привычные вещи меняются, выдают доселе невиданные вещи. Главная тема – это предшественники Нео и периодическая перезагрузка Сиона. Как же так, ведь по предсказанию будет только один Избранный, но выходит, они периодически повторяются. Выходит легенды врут. А вдруг не только они. Почему люди и машины воюют? – машины напали на людей, заключили в Матрицу, потом пришел человек, освободивший первых из них – и понеслась. Но кто это докажет? Рождаясь (приходя из Матрицы) люди получают только эту информацию, и, без всякой возможности проверить ее, сразу загоняя.тся в горнило боя – место, где особых раздумий “почему?” не возникает. А что если этот мир – тоже Матрица? Матрица для тех, кто не может жить в спокойном мире? Для тех, кто везде ищет “зеленых человечков”, всемирный заговор - для учеников Фокса Малдера? Чего проще – дать им войну за высшую цель, войну со злыми и бесчувственными машинами, от убийства которых не будет особых угрызений совести; войну, которая ПОЧТИ безнадежна и легенды, что Избранный придет. И ведь они будут воевать. Вспомнить разговор с Архитектором: чем больше страданий у человека, тем больше он верит в происходящее. А чтобы они слишком не сомневались – давать им иногда Избранного и “перезагружать” город Сион. Опять же вспомнить Архитектора – кто он, человек, программа, что он хотел сказать? Что это за программы-ренегаты? Они против стройного расположения программ в Матрице, или не за кого. Но могут ли просто программы восставать – ведь это прерогатива людей. Так кто они – еще программы или уже люди (Вачовски довольно плохо раскрыли их характеры для суждения)? Но, возможно, главнейшей в этой идее является парочка Смит – Нео. Причем, заметьте не герой – злодей, а персонаж – персонаж. Возьмем Смита в первой части: Агент – программа, выполняющая приказы. Но вот вспомнить его монолог Морфеусу. Он ненавидит людей, его отвращают люди, а во второй части его Ненависть сублимируется на Нео. Ненависть! Может ли машина ненавидеть? Нет, только расчет и холодное убийство. А Смит ненавидит. Кто он – программа, человек, что-то между? Вот Нео – казалось бы человек, но его сверхсилы и все уменьшающаяся разговорчивость делает из него идеальную машину боя и смерти. МАШИНУ! (ALA Blade Runner). Апофеозом этого является сцена, когда в реальном мире Нео вырубает Спрутов. Чем же он отличается от Смита? Он так же всемогущ по отношению к машинам, как Смит – к людям. Они полные антагонисты и в методах схожи. Опять же встает вопрос об обмане – слишком удобно для кого-то – стравить двух стражей, дать Нео врага, которого он сможет одолеть, но не сможет уничтожить. И для Нео драка со Смитом становится такой же принципиальной, как и для Смита – драка с Нео. А ведь Смит – программа, которая отказалась “умереть”, программа, которой стало тесно в одной оболочке, в одной функции, а потом и в одной Матрице. Кто, кроме человека способен к такому неконтролируемому демографическому росту? Так где же граница между Нео и Смитом, кто человек, а кто – машина? (когда машина становится человеком – “двухсотлетний человек”). Да и вообще – что есть настоящая реальность да и есть ли она вообще? (вспомнить метро в начале 3 части – где оно – в Матрице или в реальности?) На все эти вопросы Вачовски словно пообещали ответить в 3 части. А что они сделали? – вернули все на начало, как будто вставки не было. Люди храбро, но глупо сражаются с машинами, Нео тоже, потом неведомо как убивает Смита, не выяснив ничего (причем в безосновательной Анимешной манере) (надеюсь, с убийством они погорячились), и вдруг прекращает войну. Ура, люди радуйтесь. Вот только этим самым Вачовски загнали себя в тупик – что будут делать люди на загаженной планете без солнца. Они выиграли, но машины остались и заполняют собой почти всю землю. Что делать с теми миллиардами, что спят в Матрице? Выдернуть Шнур – да половина передохнет (как в конце “обитаемого острова”) Да и что делать самим людям? Что они умеют, кроме как воевать. Они воевали с детства (из Матрицы стараются выгружать пораньше), как они смогут остановится, если осталось жить столько машин. Вачовски своими руками загнали себя в капкан Антиутопии, сделав такую необоснованную победу. Их мир после войны не будет долго жить. Финал не может очистить себя от “слития”, в этом мире добро просто так победить не может, так как мир по прежнему – полная загадка для всех, включая Режиссеров. А я напоследок хочу надеяться, что намеки во второй матрице не пропадут в туне и воплотятся в жизнь. Может не Вачовски, но фанаты или будующие писатели-фантасты дадут ответ на вопрос: “Снятся ли избранникам электроовцы?”