С одной стороны, это произведение нашего любимого Говарда Филлипса Лавкрафта под названием "Врата Серебрянного Ключа", с другой - шедевр кинофантастики "Космическая одиссея 2001 года"читать дальше
Вернее даже не весь фильм, а его знаменитый финал, который, собственно, и заключает в себе всю смысловую нагрузку фильма. Финал, который я так и не нашел в приемлемом качестве в интеренете, но лучше что-то чем ничего. Поэтому мне ничего не остается, кроме как дать ссылку на видео, где этот финал синхронизирован с музыкой Pink Floyd(само по себе шикарное зрелище, да и история по поводу этого длинная), к сожалению, не самого лучшего качества...(Качать не надо, только смотреть)
http://video.google.com/videoplay?d...p;q=2001+echoes
Ну и конечно - у вас всегда есть альтернатива: взять и посмотреть Шедевр Стэнли Кубрика "Космическая Одиссея 2001 года". Надеюсь еще не смотревших заинтересовать сегодняшним обзором...
Вкратце, "Одиссея"(Спойлер!!!) - это фильм о таинственном обилиске извне нашей планеты и экспедиции к Юпитеру к источнику сигналов от этой непонятной плиты. В пути бортовой компьютер сходит с ума и убивает 4 членов экспедиции, оставляя астронавта Дэйва одного на корабле. Дэйв обесточивает компьютер и продолжает экспедицию. Когда он далетает до Юпитера, то в своей капсуле он начинает невиданное путешествие в неизвестное... В общем - смотрите...
"Врата Серебрянного Ключа" - это история о Рэндольфе Картере - самом "Долгоживущем" из Лавкрафтовских героев. Пытаясь найти дверь в мир его грез, потерянную для него, он перемещается в свое детство(Серебрянный ключ), а затем... он попадает туда, где он может общатся с Бытием... возможно, его называют Йог-Сототом... На мой взгляд это очень сильное произведение, практически научно-фантастическое, но по обычной манере Лавкрафта - глубоко психологическое, описываемое от лица героя... Итак, попытаюсь сравнить эти произведения в их идейном плане, а так же события в них:
Первое, оно же главное: Оба этих произведения в буквальном смысле переворачивают представление о мире, о вселенной, они выбивают привычное из под ног, показывая, что вселенная - гораздо больше, ярче и сложнее, чем человек когда-либо сможет себе представить. Научная фантастика в своей чистой форме, величие вселенной, Космос, Бытие практически как живое существо, понять которое, однако, нельзя - эта мысль роднит два шедевра. Как и Астронавт Дейв, Рэндольф Картер пролетает через неизведанные пространства, не имеющих ничего общего с привычным трехмерным пространством... и это путешествие они совершают одни, потому что поиск Истинной Вселенной каждый человек ведет сам... Человек, как существо всегда стремится туда, за границу неизведанного... Перед финалом Одиссем возникает надпись:
"Юпитер и по ту сторону бесконечности". Рэндольф Картер же "Знал только одно - ему нужно преодолеть барьер и оказатся на бескрайних земле своих снов, в безднах того абсолюта, где бесследно исчезают все измерения". Два человека завершили свой личный поиск, который тянул их... узнать неизвестное, объять необъятное, попасть в свои грезы. У Лавкрафта мир грез - это большая реальность, чем кажущаяся реальность, в фильме Кубрика становится непонятно, грезы ли это или явь... и в то же время понимание: Это есть истина, то что происходит. Рэндольф Картер не может объяснить свои приключения словами, точно так же в фильме мы видим образы, но не можем их себе объяснить... Зритель/читатель сталкивается через героя с тем, что человеческий разум постигнуть не в состоянии...
Конечно, можно сказать, что похожее встречалось в ряде произведений... что же.... обратимся к деталям...
Основной деталью является то, на что Лавкрафт указывает, как на потерю своего единственного "я
Лавкрафт пишет:"Двойники возникали повсюду, появляясь из клубящегося хаоса и далеких миров, от разнообразия которых он чуть не сошел с ума. Однако Картер не сомневался, что все это ипостаси его "Я"". Так же и в самом финале Одиссеи мы видим, как Дэйв видит самого себя в разные периоды, причем проникнутся этим помогает режиссура... Вот Дэйв смотрит на старика за столом... Зритель видит, как старик оборачивается... Мы видим, что это тот же Дейв, просто постаревший... Кадр сменяется, и где только что стоял молодой Дейв в скафандре уже никого нет, а Дейв-старик продолжает свою трапезу... Весь финал Одиссеи посвящен этому разобщению я под действием Вселенной, непонятной разуму человека... Апофеозом можно считать Явление "Звездного Ребенка".
Так же характерной чертой является идея приемственности... "Картеры разбрелись по векам и тысячелетиям мировой истории. Их можно было встретить на заре цивилизации и в новые времена, в эпохи, известные каждому школьнику, и в темные эры, вызывающие недоверие даже у специалистов." Прочитав это, невольно задумываешься, а к чему в Одиссеи в начале фильма показали первобытных обезьян и черную плиту. Обезьяна, "пообщавшаяся" с плитой была первой, взявшей в руки палку... Не была ли та обезьяна "Первобытным Я" Дэйва? Не является ли персоонаж собираетльным образом "Человека ищущего"?
Так же сходно и "Исчезновение я" вообще... разобщение того я, что было человеком, и теперешней сущности..."Он знал, что когда-то в Бостоне жил некий Рэндольф Картер, однако сейчас, очутившись за последней бездной, уже не был уверен, сохранилось ли тождество между ним - частицей вселенной и тем Картером" То же и в Одиссеи, где без слов зрителю самому дают это почувствовать... Вот он Дейв, в непонятной комнате неизвестно где... Ведь никакой паралели, никакой привязки к астронавту, который недавно летел на космическом корабле и обесточивал компьютер... А сохранилось ли тождество между ним? - такой вопрос задается фильмом...
Еще одной схожей чертой является Лавкрафтовская "Музыка Небесных Сфер"... какая-то неземная мелодия в Космосе... В Одиссее же это - странные звуки, исходящие от Черного монолита... непонятные, тревожные, чем-то напоминающие человеческие звуки, и все же не совсем(в отрывке, к сожалению, их нельзя послушать). На мелодию мало похоже, но кто знает, какой ритм в невиданных небесных сферах.
В общем выводе: сказать трудно... я не читал "Стража" Артура Кларка(он был основой фильма), поэтому трудно сказать о четкой цепочки, но то, что эти два произведения близки по духу и по действию на публику - это не подвергается сомнению.
Хорошо, что есть такая фантастика(хотя вернее сказать была), произведения, кому-то дающие путь к предназначению и во многом объясняющие, почему Чловека испокон веков так пленит нечто неизвиданное, за горизонтом понимания...
PS: Кстати всем, кто захотел посмотреть "Космическую Одиссею 2001 года" предоставляется шанс... 31 Августа в 00.35 по России
@музыка: LeChuck Theme - The Secret Of Monkey Island
@настроение: А вы какого ожидали?
@темы: Движущиеся картинки
Челоаек на протяжении всей жизни ищет себя, зачастую заменяя своими грёзами саму реальность.Порой эти два понятия переплктаются невероятно тесно и разделить их уже не представляется возможным.